Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей д. Тургенево Меленковского района
Руководитель физического воспитания
Содержание
1.Цель и задачи……………………………………………………3
2.Условия возникновения, становления
опыта…………………4
3.Актуальность опыта…………………………………………….6
4.Ведущая педагогическая идея опыта………………………….8
5.Теоретическая база
опыта……………………………………...9
6.Новизна опыта…………………………………………………..11
7.Технология опыта………………………………………………12
8.Результативность ………………………………………………23
9.Адресная направленность……………………………………..26
10.Список использованной литературы………………………..27
11.Приложение
Цель:
Рассмотреть возможность реализации программы
по профилактике и укреплению осанки у
старших дошкольников через фитбол-гимнстику.
q Проанализировать проблемы и причины нарушения
осанки;
q Изучить влияние фитбол-гимнастики на
коррекцию осанки ;
q Создать условия для применений упражнений с
фитболами;
q Апробировать подобранную систему
фитбол-гимнастики;
qВыявить эффективность воздействия фитболов в
коррекции нарушений осанки
Условия возникновения становления
опыта.
Как медиков, так и педагогов,
волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Количество больных детей дошкольников
увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до
5%. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные
отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного
аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу
абсолютно здоровыми.
На сегодняшний момент в нашем детском
саду 74 воспитанника. Детей с I группой здоровья - 42 человека, со II
группой здоровья -28 человек, с III
группой здоровья - 4 человека.
После планового
осмотра детей старшей группы в 2013 году
нами было выявлено 7 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обсудив
эту проблему мы пришли к выводу, что для оздоровления детей необходимо
использовать нетрадиционные, инновационные методы. И именно таким методом,
интересным и доступным для детей дошкольного возраста стала фитбол-гимнастика.
Дошкольный возраст является
наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так
как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы.
Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем
находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. А, именно в дошкольном возрасте закладываются
основы здоровья, создается фундамент для
развития физических качеств.
Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного
здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного
решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Средствами решения
этих вопросов являются: закаливающие мероприятия, оздоровительные мероприятия,
познавательная деятельность и др. формы организации двигательной деятельности
детей. Двигательная активность детей в детском саду обеспечивается в виде
непосредственно образовательной деятельности в физкультурном зале и на улице,
утренней гимнастики на свежем воздухе (в тёплый период года) и в помещении,
проведение подвижных и спортивных игр, спортивных праздников, дней здоровья и
т. д.
В основу содержания физической
культуры дошкольников нужно включать как традиционные средства и методы
физического воспитания дошкольников, так и современные инновационные средства и
методы физического развития, компоненты технологии спортивной тренировки. К
одним из современных инновационных средств физического развития относится
фитбол – гимнастика.
Фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным
направлением в физическом воспитании и
оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного
развития ребенка.
Все это подтолкнуло меня к поиску
эффективных методов оздоровления и физического развития дошкольников, которые
бы учитывали весь комплекс их соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти методы должны в
первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого,
эмоционального и общего психического развития. Физические упражнения, как
важнейшее средство физического воспитания, должны использоваться в самых
разнообразных формах организации непосредственно образовательной деятельности. Стремление
включить фитбол-гимнастику в физкультурно-оздоровительную работу учреждения,
побудило составить систему работы с фитболами, внедрение которой осуществлялось
в течение 2013,2014,2015гг. в МБДОУ-детский
сад №34 д.Тургенево
Актуальность
опыта.
Данная тема является актуальной, так как нарушение осанки является наиболее распространенным
заболеванием опорно- двигательного аппарата у детей старшего дошкольного
возраста и относится к числу сложных проблем современной ортопедии.
Нарушение осанки при
своевременно начатых профилактических
мероприятий не прогрессирует и является
обратимым процессом. Нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности
грудой клетки, диафрагмы ,ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь
негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно –
сосудистой и дыхательных систем, становится спутником многих хронических
заболеваний вследствие проявление общей функциональной слабости дисбаланса
в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. Фитболы обладают вибрационным действием. Вибрация
активирует регенеративные процессы, что
позволяет использовать фитболы в профилактических целях нарушения осанки.
Данной проблемой занимались Жданкина Н .С., Веселовская С.В.,
Ловейко И.Д. и другие.
Изучая данный вопрос мы столкнулись с таким явлением, что у
многих детей старшего дошкольного возраста имеются нарушение осанки. Понимая
данную проблему педагоги детского сада, используют различные физические упражнения, физкультминутки, подвижные игры,
направленные на профилактику нарушение осанки у детей старшего дошкольного
возраста и т.п. Но при этом мало
используют фитбол- гимнастику. Специальная гимнастика на фитболах разного диаметра и конфигурация
помагает расширить возможности
воздействия на организм ребенка. В
отличие от общепринятых методик,
гимнастика на футболах, позволяет создать
наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а так же для улучшения равновесия и двигательной координации.
Таким образом,
сложились противоречие между
разработанной методикой
применения фитбол-гимнастики с целью
профилактики нарушение осанки детей
старшего дошкольного возраста, и с
отсутствием данного вида деятельности в практике работы ДОУ. Исходя
из выделенного противоречия, можно сформулировать проблему, как использовать фитбол-гимнастику с целью
профилактики нарушение осанки у
детей старшего дошкольного возраста.
Ведущая
педагогическая идея опыта заключается в использовании фитбол- мячей в системе
физического воспитания для повышения уровня физической активности детей,
профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Теоретическая
база опыта.
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его
применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения
больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега
Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм
опорно-двигательного аппарата.
Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и
массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова раскрывают вибрационный
эффект фитбол-гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое
воздействие практически на все органы и системы человека. Непрерывная вибрация действует на нервную
систему успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые
диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в
результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно
необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается
способность к самоконтролю и самоанализу.
С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные
функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который
является двигательным мозгом ребенка)
Об эффективности использования фитболов в коррекции
нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координационных
способностей, выносливости, активизации двигательной активности детей говорит
М.А. Рунова, в своей программе «Двигательная активность ребёнка в детском
саду».
В.Т. Кудрявцев и Б.Г. Егоров в
своей программе «Развивающая педагогика оздоровления» рекомендует использовать
коррекционные мячи в оздоровлении и физическом развитие детей дошкольного
возраста.
Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук
разработали методику работы с коррекционными мячами – фитболами, высокая
эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с
дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга. Данная методика интересна тем,
что в ней кроме традиционных подходов, описаны нестандартные методы проведения игровых занятий на фитболах такие, как: фитбол-ритмика,
фитбол-сказки, фитбол-игра. Авторы,
говорят о том, что уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки,
проговаривания стихов в ритме движений развивает ритмическое чувство,
координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство
радости и удовольствия у детей. По их мнению, фитбол-гимнастика является новой
формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.
Постоянное использование одних
и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков. Различные формы
проведения занятий с использованием
новых современных методик, нового оборудования, музыки, индивидуального подхода важнейшее условие
оздоровительной работы с детьми дошкольного
возраста. Именно этим требованиям, на
мой взгляд, отвечает методика работы с
мячами – фитболами. Упражнения с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного
пресса, создают хороший мышечный корсет, а главное формируют навык правильной
осанки.
В своей работе я использую методику Овчинниковой, Потапчук. Данная
методика интересна тем, что в ней применяются нетрадиционные методы проведения
упражнений на мяче. Такие как: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика,
фитбол-сказка, фитбол- игра.
Фитбол-гимнастика позволяет избирательно воздействовать на разные
группы мышц. Чтобы детям было интересно, у каждого упражнения есть свой образ
со стихотворным сопровождением.
В методе фитбол-сказка все упражнения объединены в сказочный сюжет.
Сюжетом сказки служит как хорошо известные сказки, так и придуманные самими
детьми.
Метод фитбол-ритмика особенно нравиться детям. Упражнения выполняются
под музыку. Музыка позволяет сделать исполнение более выразительным. В этом
методе используются изученные ранее, хорошо знакомые упражнения, которые
выполняются как самостоятельно, так и по показу. Игры с фитболом повышают
интерес у детей и позволяют разнообразить подвижные игры.
Также, мною разработаны комплексы общеразвивающих упражнений, конспекты
сюжетных занятий, картотека подвижных игр с фитболами.
Технология опыта.
Гимнастика с использованием фитболов относится к
одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости,
размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Цель:
Рассмотреть возможность реализации программы по профилактике и укреплению
осанки у старших дошкольников через
фитбол-гимнастику.
Задачи:
q Проанализировать
проблемы и причины нарушения осанки;
q Изучить
влияние фитбол-гимнастики на коррекцию осанки ;
q Создать
условия для применений упражнений с фитболами;
q Апробировать
подобранную систему фитбол-гимнастики;
q Выявить
эффективность воздействия фитболов в коррекции нарушений осанки.
Фитбол в
переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в
оздоровительных целей.
Фитбол имеет определенные свойства.
Это и форма, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Фитбол имеет форму шара. Шар -
самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца.
Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих
Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством
для упражнений». Шар наиболее гармонично
распределяет информацию, поступающую ко всем анализаторам. Совместная работа
двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, которые
включаются при выполнении упражнений с фитболом, в геометрической прогрессии
усиливает положительный эффект упражнений.
Мячи имеют не только разный
диаметр, но и разный цвет. Различные цвета по-разному воздействуют на
эмоциональное и физиологическое состояния ребёнка, что помогает осуществлять
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Теплые цвета (красный, оранжевый)
оказывают эрготропное влияние, повышают активность симпатического отдела
нервной вегетативной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы
(ЦНС). Это, в свою очередь, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений
(ЧСС), повышению артериального давления (АД), учащению дыхания. Этот цвет
обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.
Холодные цвета (синий, фиолетовый)
оказывают трофотропное влияние, то есть повышают активность парасимпатического
отдела нервной вегетативной системы, в связи, с чем снижаются ЧСС, АД, ухудшаются
скоростно-силовые качества. Его обычно выбирают дети с флегматическими чертами,
спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствуют
проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное
состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма,
Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену.
Помимо цветового влияния на
организм ребёнка фитболы оказывают также вибрационное воздействие в области
низко звукового спектра частот. Известно, что механическая вибрация, будучи
одним из самых древних онтогенетических стимулов, оказывает как специфическое,
так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека.
Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а
прерывистая вибрация - возбуждающе.
Механическая вибрация низкой
частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные
процессы, поэтому может применяться в профилактике заболеваний
опорно-двигательного аппарата. Легкое покачивание на фитболе, улучшает отток
лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц,
нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников. С
точки зрения остеопатической медицины, низкочастотные вибрации по своему
физиологическому воздействию способствует лечению таких заболеваний, как
остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и т.д. При
сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец.
Через крестец происходит распространение ритмических колебании на весь позвоночник,
включая область основания черепа, это способствует изменению динамики
спинномозговой жидкости.
Правильная посадка на фитболе
выравнивает косое положение таза (почти каждый четвёртый ребёнок имеет разную
длину нижних конечностей, а это в свою очередь, приводит к переносу таза и
деформации позвоночника), что является крайне важным для коррекции
сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Фитбол за счет
своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры, выравнивая таз и
позвоночник без всяких дополнительных приспособлений.
Мячи позволяют индивидуализировать
лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и
брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно
и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Фитбол-гимнастика это программа, включающая в себя
различные упражнения, которые выполняются сидя или лёжа на специальном
гимнастическом мяче-фитболе.
Цель
применения фитбол-гимнастики:
q повышение
эффективности физкультурно -
оздоровительной работы;
q укрепление осанки;
q профилактика различных заболеваний;
q приобщение детей к здоровому образу жизни.
Фитбол-гимнастика позволяет решать
следующие задачи:
• Развитие двигательных качеств;
• Обучение основным двигательным
действиям;
• Развитие и совершенствование координации
движений и равновесия;
• Укрепление мышечного корсета, создание
навыка правильной осанки;
• Улучшения функционирования
сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• Нормализация работы нервной системы,
стимуляция нервно-психического развития;
• Улучшение кровоснабжения позвоночника,
суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
• Улучшение коммуникативной и
эмоционально-волевой сферы;
• Развитие мелкой моторики и речи.
Для
организации работы по освоению детьми фитбол -гимнастики были созданы следующие
условия :
q приобрели фитбол -мячи , которые индивидуально подобранны для ребенка
в зависимости от его роста;
q разработала конспекты непосредственно
образовательной деятельности с детьми с элементами фитбол-гимнастики,
совместной деятельности, досугов ;
q создала картотеку подвижных игр и упражнений
с использованием фитбол -мячей .
В своей практике я
применяю следующие технологии:
q Здоровьесберегающая
(физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, самомассаж, дыхательная
гимнастика и т.д.);
q Технология
индивидуального и дифференцированного подхода;
q Информационно-коммуникативная
технология (компьютер, интерактивная доска);
q Интерактивная
технология (работа в парах, группах, мозговой штурм);
q Развивающая
технология.
Благодаря
фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень
физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.
ПРЕИМУЩЕСТВА УПРАЖНЕНИЙ С ФИТБОЛОМ:
q оздоровительный
эффект;
q многофункциональность
использования фитбола;
q доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
q эффективность образовательной
деятельности достигается положительным
эмоциональным фоном при взаимодействие с
фитболом .
Всю
технологию работы по использованию фитбол-гимнастики разделяю на 4 этапа:
I
ЭТАП. Основные задачи:
1. Дать представления о форме и
физических свойствах фитбола.
2. Обучить правильной посадке на
фитболе.
3. Учить базовым положениям при
выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
На этом этапе рассказываю, объясняю
и показываю упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать
упражнение.
Для решения этих задач применяю
упражнения:
- поглаживание, похлопывание,
отбивание мяча на месте и с различными видами ходьбы и бега, с прокатыванием
мяча по полу. С подбрасыванием и ловлей мяча. В работе использую стихи,
потешки, простейшие музыкальные композиции .
II
ЭТАП. Основные задачи:
1. Научить сохранению правильной
осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на
фитболе.
2. Научить сохранению правильной
осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
3. Обучить ребенка упражнениям на
сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
4. Научить выполнению упражнений в
расслаблении мышц на фитболе.
На данном этапе упражняю детей в
прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучаю
свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным
подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола,
и более сложным упражнениям.
III
ЭТАП. Основные задачи:
1. Научить выполнению комплекса ОРУ
с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
2. Научить выполнению упражнений на
растягивание с использованием фитбола.
Совершенствуется качество, техника
выполнения упражнений из различных исходных положений. Дети выполняют комплексы
ОРУ в едином для всей группы темпе.
Данный этап можно считать
завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной
эмоциональной отдачей.
IV
ЭТАП. Основная задача: совершенствовать качество выполнения упражнений в
равновесии.
Здесь применяются все предыдущие методы, однако
ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения
упражнений, а также соревновательный и
игровой.
Гимнастикой с мячами можно заниматься
индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет –
30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках,
дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
Занятие подразделяется на 3 части:
подготовительную, основную и заключительную.
В
подготовительной части происходит настрой детей на работу
и подготовка организма к основной части тренировки.
В
основной части происходит максимальная нагрузка на
организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время
занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.
Заключительная
часть способствует улучшению восстановительных процессов
и расслаблению организма.
Эффективность фитбол-гимнастики
зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических
упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения),
имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной
помощи.
Показ применяю, когда детей
знакомлю с новыми движениями, которые демонстрирую несколько раз. Для уточнения
построения использую наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии.
Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни
очень помогает при обучении детей
физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в
образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом
положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение,
способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию
выносливости.
Зрительные ориентиры помогают детям
уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры
использую обычно после того, как у детей уже создано общее представление о
разучиваемых движениях.
Звуковые ориентиры применяю для
освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал
для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых
ориентиров использую музыкальное сопровождение на фортепиано или
аудиозапись, удары в бубен, хлопки в
ладоши и пр.
Индивидуальная помощь при обучении
физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для
создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие
физические упражнения имеют условные названия, которые помогают освоить движение на фитболе,
отражают характер движения, например: «Боксер», «Самолет», «Лиса» и т. д.
Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного
возраста.
Сюжетный рассказ использую для
возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их
выполнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа
помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению
знаний, представлений о технике физических упражнений.
С целью закрепления двигательных
навыков упражнения на фитболе, провожу в игровой и соревновательной формах. При
выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает
особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие
упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных
возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования
к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность,
благородство и т. д.)
На протяжении всех
занятий соблюдаю «золотые правила» фитбол-гимнастики, подробно описанные
Т.С.Овчинниковой, А.А.Потапчук (2003);
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке
на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой
угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и
разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют
какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую
обувь (резиновая подошва).
4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять
дискомфорт.
5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных
отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
6. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей.
Следует обращать особое внимание на
признаки физического неблагополучия ребенка, при появлении которых необходимо
снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие:
• изменение цвета
кожного покрова, особенно
в виде резкого побледнения или покраснения, появления пятен на лице
ребенка;
• обильное
потоотделение;
• поверхностное,
аритмичное дыхание через широко открытый рот;
• потеря
равновесия, резкая сгорбленность, неуверенная походка;
• страх,
сонливость, тоска, искаженный гримасой рот, тусклый взгляд.
Если состояние ребенка не нормализуется после
отдыха, его нужно направить на консультацию к врачу.
В
результате работы дети:
q Овладели
навыком сохранения правильной осанки;
q Усовершенствовали
физические навыки и умения;
q Приобрели
новые физические способности;
Однако задачу формирования стойкого интереса к
физическим упражнениям, привычку к здоровому образу жизни невозможно решить без
участия родителей. Поэтому на протяжении всего года идет активное
взаимодействие с родителями - консультации, открытые занятия, показ
музыкальных композиций на детских утренниках и родительских собраниях,
мастер-классы с родителями.
Для того, чтобы решить задачу
оздоровления необходимо провести тщательный анализ занимающейся группы детей.
Поэтому провожу комплексное обследование. В программу комплексного
обследования детей включены следующие разделы:
-Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с
периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май). Учёт заболеваемости детей;
- Оценка физической подготовленности.
Результативность
В нашем детском саду наблюдается
положительная динамика в здоровье детей. В таблице мы видим снижение уровня
заболеваемости детей, уменьшение количества детей с заболеванием
опорно-двигательного аппарата.
2013-2014гг.
|
2014-2015гг.
|
|||
Заболеваемость,
случаи
|
11
|
8
|
||
Заболевания
опорно-двигательного аппарата
|
Начало
|
Конец
|
Начало
|
Конец
|
7
|
3
|
5
|
1
|
Общероссийская
система мониторинга
физического
здоровья и развития детей.
(Пр.МОРФ
от 15.03.02. №867)
По результатам общероссийской системы мониторинга физического
здоровья и развития детей, мы видим положительную динамику развития физических
качеств дошкольников.
Старшая группа
|
2013-2014
год
|
2014-2015
год
|
||||||||
Н
|
Н.с
|
С.
|
В.с
|
В
|
Н
|
Н.с
|
С
|
В.с
|
В
|
|
Начало
года
|
3
|
2
|
7
|
3
|
2
|
1
|
3
|
9
|
3
|
2
|
Конец
года
|
0
|
3
|
7
|
4
|
3
|
0
|
1
|
8
|
4
|
4
|
Н-низкий уровень;
Н.с.-уровень ниже среднего;
С.-средний уровень;
В.с.-уровень выше среднего;
В.-высокий уровень.
Адресная
направленность
Данным опытом могут пользоваться
воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию и другие педагоги с целью
ознакомления с фитбол–гимнастикой
и повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ посредством
комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения
максимального оздоровительного эффекта. Внедрение фитбол-гимнастики в
физкультурно-оздоровительную работу учреждения заключается в планировании
внутренней системы взаимодействия по всем направлениям: работа с детьми,
родителями, воспитателями и специалистами учреждения.
1. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С. В.
Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике
и фитбол - гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
2. Горботенко О.Ф. Физкультурно – оздоровительная
работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно–досуговые
мероприятия/ авт.-сост. О.Ф.Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова. –
Волгоград: Учитель,2008. – 159с.
3. Дошкольное образование. Словарь терминов:
словарь/ Сост. Виноградова Н.А. и др. –М.: Айрис-пресс, 2005. - 400с.
4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в
ДОУ [Текст]: пособие для воспитателей / Под ред. З.И. Бересневой. – М.:ТЦ
Сфера, 2008.- 32с.
5. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа
оздоровления дошкольников: программа развития /М.Ю. Картушина. – М.:ТЦ Сфера,
2007.- 208с.
6. «Комплексное воздействие
упражнений фитбол – гимнастики на развитие физических способностей детей»
Кузьмина С.В. –СПБ.:2011.-230с.
7. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду.
Система мероприятий [Текст]: учебное пособие для воспитателей/ М.Н. Кузнецова.
–М.: Айрис-пресс, 2008.-96
8. Лагутин Л.Б. Физическое воспитание ребенка в
дошкольном учреждении /Л.Б. Лагутин// Теория и практика физической
культуры.-1994.-№7.-С.8-11.
9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском
саду[Текст]: учебное пособие/ Т.И. Осокина. М.: Просвещение, - 1986.- 304с.
10. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный
игротренинг для дошкольников: учебное пособие/ Т.С. Овчинникова. – СПб.: Речь,
- 2009.-176с.
11. Потапчук А.А., Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей» СПб. :
Речь, 2001. – 166 с
12. Рунова М. А. « Двигательная активность
ребёнкав
детском саду» , «Мозаика-Синтез», 2004
Комментариев нет:
Отправить комментарий